Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №514

Калининского района Санкт-Петербурга

Добро пожаловать!

Открытый урок по ОРКСЭ "Традиционные религии России"

Открытый урок по ОРКСЭ "Традиционные религии России"

Цель урока: формирование у учащихся уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества

Задачи урока:

  • предметные - формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
  • метапредметные - формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общее цели и пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • личностные - формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов; развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Оборудование: учебник, презентация к уроку, карточки с таблицами; карточки с рисунками, ватман.

Ход урока

I. Организационный момент.

"В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу". (народная мудрость)

Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Практически на всех предыдущих уроках в основном рассказывала я и показывала различные презентации. Сегодня урок повторения и обобщения. Вы должны будете показать свои знания по предмету, умение думать и рассуждать.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (эпиграф урока) Это и будет являться гепотезой, правоту которой мы докажем или опровергнем в ходе нашего сегодняшнего урока.

II. Актуализация опорных знаний.

А что такое религия?(от латинского слава "связывать", "соединять") (различные верования людей, поведение людей в повседневной жизни, участи людей в религиозных ритуалах)

Когда возникла религия?

А что такое ритуал? (действия, которые должны связывать, соединять людей с миром богов или духов.)

Назовите религии символы которых вы здесь видите. (на слайде символы 4 религий). Да, совершенно верно. Это христианство, буддизм ислам и иудаизм. Какие из этих религий являются мировыми, а какие национальными?

III. Формулирование учебной проблемы, планирование.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

О религиях.

В стране религий много, не робей!
Здесь кришнаит, буддист, католик,
Вот мусульманин, хочешь? - иудей,
На вкус любой, лишь выбирай какую!

И издавна средь них ведется спор,
Кто всех верней, кто истинней. кто прав.
До драки доходили, до ножей,
Да что там до ножей, - до истребленья
И вырезали целые селенья,
Имея имя Бога на устах....

Один кричит: "Над нами Божий Сын!",
Ему в ответ: "Аллах всех круче!",
А рядом ухмыляется раввин,
Уж он то знает истину получше.

Одни укрыли женщину до пят,
А сами обрастают бородою,
Кто носит крест, кто режет плоть,
А кто-то череп гладко бреет.

Как все это наивно и смешно,
А если гибнет кто, то и трагично.
Ведь Бог всем жизнь дает равно,
Не глядя на наряды и отличья.

А вы как думаете, какая из религий истинней и лучше? Давайте разберемся, сможем ли мы дать однозначный ответ на данный вопрос.

Разделимся на 4 группы (по количеству религий.) Каждой группе нужно будет представить одну из религий. По одному человеку от каждой группы подходят ко мне и выбирают листок с название религии. (листочки перевернуты, названий не видно)

На ваших партах лежат большие листы. На них вы будете создавать проект по религии в соответствии с представленным планом.

План:

1. Название религии.

2. Основатель.

3. Священная книга.

4. Хранители традиций.

5. Священное сооружение.

6. Обычаи и ритуалы.

Каждой группе я даю конверты с иллюстрациями и напечатанными словами.

Вы выбираете то, что относится к вашей религии. Наклеиваете на листы в соответствии с планом.

(Каждая группа выполняет задание)

IV. Защита проектов.

На доску вывешиваем получившиеся проекты.

Каждая команда расскажет о религии, по которой они работали.

(Дети представляют свою работу)

Христианство:

Ислам:

Иисус Христос

Мухаммад

Библия

Коран

Епископ, священник, дьякон.

Мулла, имам, хафиз

Церковь

Мечеть

Евхаристия крещение, венчание

Намаз, шахада, пятничные молитва

Иудаизм:

Буддизм:

Патриарх Авраам

Сиддхартха Гаутама

Тора

Трипитака

Раввин

Лама

Синагога

Пагода

Шаббат

Мантра

Но наверно картина была бы не полной, если бы мы не отразили праздники каждой религии. Попробуйте отгадать название праздника по его описанию.

В этот день верующие вспоминают об освобождении народа из египетского рабства и бегство на Землю обетованную (Песах)

Этот праздник празднуется верующими 7 января. Он означает рождение основателя данной религии.(Рождество)

Он празднуется в память о том, как Авраам готов был принести в жертву Богу своего сына, но этого не потребовалось.(Курбан - байрам).

Новый год по лунному календарю. (Сагаалган).

В этот праздник верующие должны построить шалаш и прожить в нем некоторое время.(Суккот).

Праздник означает воскресение из мертвых. В этот день верующие пекут куличи и красят яйца. (Пасха).

Он празднуется в честь окончания 30 дневного поста в месяц рамадан. (Ураза-байрам)

Этот праздник день рождения и просветления. В этот день совершают обряд омовения статуй подслащенной водой и осыпание их цветами. (Дончод)

К каким религиям относятся эти праздники?

Прочитаем мудрые мысли из священных книг религий.

Буддизм: "... можно улучшить свою участь если говорить правду, не брать чужого, все время стремиться к добру и ни к кому не чувствовать злобы и зависти".

Иудаизм: "И изрёк Бог слова сии: "... Почитай отца твоего и мать, ...не убий, не прелюбодействуй, не кради ..."

Христианство: "Не суди да не судимы будете ... И так во, всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".

Ислам: "Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления"

Чему учат эти мудрые мысли?

Поиграем в игру "Кто ни разу не ошибётся?".

Перед вами представлены слова объясните, что они обозначают и к какой религии относятся.

Икона, менора, каллиграфия, тфилин, минарет, скрижали, алтарь, умма, нирвана.

Икона изображение Христа, его матери, святых.

Каллиграфия - изображение слов Божьих на письме.

Тфилин - коробочки из кожи животных, в которых содержатся отрывки из священного писания торы. Одна из них крепиться на голову выше глаз, а другая на бицепс слабой руки.

Скрижали - каменные таблички, на которых были записаны заповеди.

Алтарь- самое святое место в священном сооружении.

Умма - община мусульман.

Нирвана состояние покоя и удовлетворённости.

Что общего на ваш взгляд можно найти в разных религиях?

Можем ли мы сказать, что одна из них лучше другой? Почему?

Как вы думаете, как должны относиться люди разных религий друг к другу?

Можно ли осуждать человека, унижать его, если он исповедует другую религию?

Наш урок мне хотелось бы закончить словами:

Поймите! Бог - не ритуал,
Не словоблудье, песнопенья,
Бог - состояние Любви!
ЛЮБВИ ко ВСЕМ, БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ!


Положение об организации преподавания учебного курса

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №514

Калининского района Санкт-Петербурга

        

                                                                                                             

Положение

об организации преподавания  учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

 

1.Общие положения

1.1.Настоящее положение об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (далее по тексту- Положение)  регламентирует порядок  организации преподавания курса основ религиозной культуры и светской этики,  систему контроля и оценки планируемых результатов.

1.2. Положение разработано в соответствии с :

- Федеральными законами РФ «Об образовании»,

-«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,

-«О свободе совести и религиозных объединениях»,

- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 №08-250 «Об обучении основам религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».

  - Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС).

 - Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. (№ 84-р).

 - Приказ Минобрнауки от 08.07. 2011 г № МД - 883/03 "О направлении методических материалов по ОРКСЭ"

 - Рекомендации, указанные в письме Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года № МД-1427/03.

 - Приказ Минобрнауки России № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089» (Приложение 1)

 - Приказ Минобрнауки России от 09.02.2012 г № МД - 102/03 "О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 г"

1.3. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее по тексту- ОРКСЭ) является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

1.4.Учебный курс ОРКСЭ является обязательным для изучения и представлен следующими модулями:

-основы православной культуры;

-основы исламской культуры;

-основы буддийской культуры;

-основы иудейской культуры;

-основы мировых религиозных культур;

-основы светской этики.

Модули ОРКСЭ согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. 

                                  2. Организационные условия реализации курса

«Основы религиозных культур и светской этики».

 2.1.Организация преподавания курса ОРКСЭ включает подготовительный этап, основной целью которого является работа с обучающимися и их родителями (законными представителями).

2.2.Информирование родителей (законных представителей)  об особенностях курса ОРКСЭ  может осуществляться в форме родительских собраний, консультаций, круглых столов, индивидуальных встреч, посредством сайта школы.

2.3.На собраниях в 3 - 4 четверти текущего учебного года обучающихся  3 классов и их родителей (законных представителей) знакомят  с целями  и задачами курса ОРКСЭ, его месте в формировании духовных и культурных ценностей, с содержанием уроков, формами и методами работы, особенностями  каждого модуля.

2.4. С согласия обучающихся и  по выбору его родителей (законных представителей) принимается решение о записи на изучение определенного модуля ОРКСЭ.

2.5. Результаты выбора фиксируются протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей).

2.6. Количество учебных групп по изучению выбранных модулей ОРКСЭ оформляется приказом по школе  не позднее 30 августа.

2.7. Преподавание курса ОРКСЭ обеспечивают педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.

2.8. Для эффективной организации и ведения курса ОРКСЭ могут  использоваться электронные образовательные ресурсы:

  -федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;

  -единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru.

( раздел «Культурно-историческое наследие» (произведения искусства из фондов Эрмитажа, произведения искусства Третьяковской галереи), «Тематические коллекции» (от Руси Киевской до Руси Московской)

  -дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:

  -электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru (содержит учебные пособия по философии, культурологии, истории, произведения классиков):

 -государственный музей истории религии - www.gmir.ru (содержит материал по истории религий, искусству, имеется виртуальный музей для детей).

  -информация о религиозных организациях размещена на следующих интернет-ресурсах (информация о деятельности Православной церкви, календарные даты):

  -http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;

  -http://www.muslim.ru Совет муфтиев России (содержит информацию о деятельности исламской мечети, календарных датах);

  -http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;

  -http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.

  -основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:

  -сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru;

  -сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам человека);

  -www.openclass.ru Основной ресурс сети социально-педагогических сообществ

3.Формы и методы обучения в курсе

«Основы религиозных культур и светской этики»

3.1. Принципами организации занятий курса ОРКСЭ являются принципы формирования ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе; понимания культуры как духовного и материального богатства народов мира, нашей страны, как образа жизни людей разных сообществ, их обычаев, традиций и верований; воспитания толерантного, уважительного отношения к окружающим и через них - понимание самого себя; социальной позиции педагога; учета возрастных особенностей обучающихся.

3.2. Приоритетными в реализации задач курса являются диалоговые методы в форме беседы, обсуждения, дискуссии, диспута, дилеммы, игры.

  3.3 Курс ОРКСЭ и в целом образовательный процесс в общеобразовательном учреждении не предусматривает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате.

В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (пункт 5 статья 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

  3.4. Приоритетной формой работы с обучающимися в курсе ОРКСЭ является коллективная или индивидуальная творческая работа, построенная в соответствии с требованиями к проектированию младшего школьника.

При изучении курса «ОРКСЭ» класс  делится на подгруппы в зависимости от выбранного родителями модуля. При этом вести разные модули (предметы) могут разные учителя в школе, а если отдельные модули (предметы) ведет один учитель, он  делает это в разное учебное время с группами учащихся.

            Расписание уроков должно быть составлено таким образом, чтобы уроки в каждой группе,  не зависимо от ее численности,  проводились в соответствии с существующими требованиями.

                              4.Контроль и оценка результатов реализации курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

4.1. Прохождение материала по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» фиксируется в журнале успеваемости обучающихся.

4.2. Система оценивания результатов — безотметочная. По итогам года обучающиеся аттестуются или не аттестуются. Запись в журнале зачет/ не зачет отражает факт участия обучающихся в коллективной или индивидуальной творческой работе по итогам года.

4.3. Оценка результатов по модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривается в рамках завершающего раздела ( три последних урока) в форме коллективных или индивидуальных творческих работ. Коллективная творческая работа (видеофильм, выставка, газета, коллекция, игра, постановка) представляется на общем для параллели мероприятии «Традиции моей семьи» при условии взаимооценки качества работы группами, представившими работы. Индивидуальные творческие работы представляются и обсуждаются в классе.

4.4. Результаты подготовки и защиты творческих работ входят в портфолио обучающегося в виде самооценки обучающимся личных умений находить информацию, путь решения выявленной проблемы, умения работать в группе, связно излагать материал, отвечать на вопросы при выступлении.

4.5. Проверка теоретических знаний по предмету возможна в виде беседы, отгадывания кроссвордов, реферативного выступления.

4.6. Выполнение обучающимися творческих работ, проверка теоретических знаний (не оценивается) служит для педагогической диагностики освоения обучающимися основных понятий курса, необходимой учителю для анализа эффективности реализации содержания курса.

4.7. Оценка деятельности педагога в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» осуществляется администрацией школы при посещении уроков, где анализируются соответствие занятия целям и задачам курса, создание условий для развития учебной самостоятельности, коммуникативных навыков, умения работать с информацией, эффективность использования форм и методов духовно-нравственного воспитания, учет возрастных особенностей школьников, выполнение общественного заказа на содержание курса (технология, содержание, контроль за деятельностью учителя).

4.8. Мотивация обучающихся к изучению курса ОРКСЭ обеспечивается через создание эмоционально-насыщенной образовательной среды, форм морального поощрения со стороны учителя, сверстников, родителей (похвала, вербальное поощрение, взаимооценка, одобрение).

 

5.Права и обязанности родителей

и законных представителей обучающихся.

5.1 Родители (законные представители) и обучающийся на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей имеют право выбрать один из модулей курса ОРКСЭ. В течение учебного года родители (законные представители )  могут изменить решение в пользу другого модуля. Решение родителей (законных представителей) о выборе модуля ОРКСЭ закрепляется в письменном заявлении.

5.2 Родители (законные представители) имеют право при возникновении спорных вопросов при изучении учебного курса ОРКСЭ обсуждать их с учителем или администрацией школы в корректной форме.

5.3 Родители (законные представители) обязаны создавать благоприятные условия для выполнения домашних заданий и самообразования ребенка.

5.4Родители несут ответственность за обеспечение ребенка необходимыми средствами обучения.

6. Права и обязанности администрации

ГБОУ СОШ 514

6.1 Администрация  должна провести анкетирование родителей (законных представителей) по выбору одного из модулей курса.

6.2 Администрация  обязана создать условия для изучения обучающимся выбранного модуля.

6.3 Администрация  должна обеспечить прохождение курсовой подготовки педагогов по учебному курсу ОРКСЭ.

6.4 Образовательное учреждение обязуется проявлять уважение к личности обучающегося, оберегать его от всех форм физического и психологического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей.

 

Полезные ссылки

 САЙТЫ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ

 

  

Электронный дневник

 

 Укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений в Санкт - Петербурге"

 

    

Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге 

 

 

Детский телефон доверия

 

 

Официальный сайт ГМУ (Государственные муниципальные учреждения)     

 

 

Министерство образования и науки РФ

 

 

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

 

 

Администрация Калининского района

 

 

Отдел образования администрации Калининского района Санкт-Петербурга

 

 

Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга

 

 

Муниципальное образование муниципальный округ Академическое

  

НОРМЫ ГТО  

Паспорт дорожной безопасности школы 

Выставка достижений региональной системы общего образования 

   

Казахи

Осетины

Белорусы

Татары

Буряты

Лезгины

Русские